Речь пойдёт о таком, казалось бы, всем известном, особенно для старшего поколения предмете – керамическом сосуде. В повседневной жизни его называли «глиняный горшок». В самом этом названии присутствует какое-то пренебрежение к этому обязательному атрибуту подавляющей части семей нашей страны вплоть до второй половины 20 века. А меж тем, все, кто им пользовался, с теплотой вспоминают этот предмет кухонной утвари. В нём долго не скисало молоко, хорошо хранился квас и другие напитки. Его удобно было мыть и сушить (вспомните старые фильмы, например «Свадьба в Малиновке»), удобно пользоваться. Ну а если разобраться – не беда, стоил он недорого, да и об осколки никто не пораниться. В каждой семье было с десяток таких изделий. Чаще всего ёмкость на 1,5 – 2 литра, реже на три, пять, иногда и более литров. Не всякая глина годится для изготовления керамики, мастера знали секреты изготовления, знали, где взять нужное сырьё. На территории нынешнего Маслянинского района хорошо были известны гончары старинного села Дресвянка, отметившего недано 300-летие со дня образования. Их изделия были настолько известны, что до сих пор в разговорах это село называют не иначе как Горшки.
На рисунке указаны названия частей керамического сосуда.
При рассказе о керамических сосудах, учащиеся, особенного 5 класса, вспоминают о прекрасных изделиях гончаров Древней Греции. Однако, раскопки археологов, проведённых на территории нашей области показали, что и в условиях Сибири гончарное производство возникло очень давно – более 4 тысяч лет назад. На обломках экспоната мы видим довольно грубую работу. Этот сосуд изготавливался путём налепа маленьких кусочков глины на край формируемого изделия, иногда видны отпечатки пальцев. Затем, изделие обжигалось на костре. Здесь мы видим обожжённую внутреннюю часть. Скорее всего, в этом изделии готовилась пища для духов или богов.
Затем появилась жгутовая техника – укладывание длинного глиняного жгута по спирали. Древнейшая лепная керамика довольно грубая, заметно позже был изобретен гончарный круг, а обжиг проводился уже в специальных печах. Интересно, что часто, древнейшая керамика гораздо более разнообразна по форме и лучше украшена.
Здесь мы видим на изделии неровную цепь вдавливаний, волнистых и прямых линий.
На другом экземпляре наблюдаются вдавливания разного диаметра, а также выступы, очевидно, служащие не столько для украшения, а для лучшего контакта рук с поверхностью сосуда.
Ну, а для кулайской культуры характерна пышность орнаментации сосудов. Узор покрывал всю верхнюю треть или половину сосуда и наносился разным штампом, но преобладали оттиски в виде «уточек» или буквы «S». Этот знак мог символизировать водоплавающих птиц или волнообразную линию – символ воды.
Появление гончарного круга почти уничтожило многие оригинальные формы сосудов. Они стали более унифицированными и стали внешне менее привлекательными, но своего значения они потеряли только в начале второй половины 20 века.
Сейчас керамические сосуды используют для украшения. В Маслянинской детской школе искусств существует отделение керамики, гончарное дело.